Маркировка

С 1 марта 2019 года началась регистрация пользователей в системе «Честный знак». Это необходимо, чтобы иметь возможность реализовывать товары, подлежащие обязательной маркировке. Узнать подробнее о сроках перехода и типах маркируемой продукции, а также зарегистрироваться в системе можно на сайте ЧестныйЗнак.рф.

 

Проблемы и задачи, решаемые с помощью ГИС маркировки продукции

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в лёгкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке – 20%, на рынке лекарственных средств – до 10%. В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее (следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS).

В декабре 2017 года Президент РФ одобрил решение правительства о создании до 2024 года национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%). Создаваемая центром система, получившая название «Честный ЗНАК», позволяет бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, производителя и потребителей.

Единая система цифровой маркировки позволит бизнесу повысить производительность, усовершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и увеличить выручку:

  • за счёт снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объёмы производства;
  • получая в режиме реального времени данные о движении продукции, бизнес будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции;
  • бизнес сможет существенно экономить на логистике за счёт оптимизации на основе актуального статистического материала;
  • бизнес наладит учёт остатков и кодов товаров на складах и в магазинах;
  • бизнес перейдёт на электронный документооборот.

Нормативная база

На 1.11.19 нормативная база, регламентирующая обязательную маркировку товаров, представлена нижеследующими законодательными актами. Обратите внимание, что данные постановления содержат в том числе определения основных терминов и понятий, требования, права и обязанности сторон, порядок ведения отчётности и другую полезную информацию.

1.Общего характера:

  • Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 года №2963р: общее представление о логике маркировки товаров;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ в редакции №487-ФЗ от 31 декабря 2017 года: во-первых, определяет необходимость поддержки работы с маркируемым товаром со стороны контрольно-кассовой техники, а во-вторых, утверждает перечень товаров, подлежащих маркировке;
  • Постановление Правительства РФ от 8 мая 2019 года №577: определяет стоимость одного кода маркировки на одну единицу товара (зафиксирована на уровне 50 копеек) и порядок его оплаты;
  • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2019 года №620р: определяет ООО «Оператор-ЦРПТ» в качестве оператора ГИС маркировки товаров;
  • Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2018 года №792р: определяет перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.
  • Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2019 года №174: в реквизите «код товара» кассового чека для товаров, в отношении которых предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации, указание кода идентификации является обязательным.

2.Касающимися лекарственных препаратов:

  • Федеральный закон №61-ФЗ от 12.04.2010 в редакции от 02 августа 2019 года: устанавливает порядок производства, оборота и реализации лекарственных препаратов для всех сторон товарооборота;
  • Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 года №1556 (с изменениями из постановления №1118): определяет общий порядок функционирования системы мониторинга оборота лекарственных препаратов и её взаимодействия с реализаторами и производителями;
  • Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 года №1557: определяет, как и в каком порядке должны регистрироваться эмиссия и выбытие лекарственных препаратов в/из оборота со стороны каждого из его участников;
  • Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 года №1558: определяет порядок публикации информации из системы мониторинга лекарственных препаратов.

3.Касающимися обувных товаров:

  • Постановление Правительства РФ от 05 июля 2019 года №860: определяет порядок внедрения системы маркировки обувной продукции и порядок её использования.

4.Касающимися табачной продукции

  • Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 года №224: определяет порядок внедрения системы маркировки табачной продукции и порядок её использования.

Сроки введения системы в эксплуатацию

  • В марте 2019 года будет промаркирован табак;
  • В июле 2019 года начинается обязательная маркировка обуви;
  • В октябре 2019 года маркировка станет обязательной для лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий;
  • В декабре 2019 года будут промаркированы духи и туалетная вода, большинство товаров лёгкой промышленности, фотоаппараты и шины;
  • С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация производителей и торговых точек в Национальной системе цифровой маркировки «Честный ЗНАК».

Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных ОФД, будет необходимо 1 раз в 3 дня вносить данные о кодах проданных товарных позиций в личный кабинет системы мониторинга.

1.Для табачной продукции:

  • С 1 июля 2019 года будет прекращён выпуск немаркированной продукции;
  • С 1 июля 2020 года будет прекращён оборот немаркированной продукции;
  • Розничная продажа немаркированной табачной продукции, включая сигареты и папиросы, произведённой в Российской Федерации или ввезённой в Российскую Федерацию после до 1 июля 2019 года, может беспрепятственно осуществляться до 1 июля 2020 года. С 1 июля 2020 года допускается розничная продажа только маркированной табачной продукции.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачной продукции, должны передавать в информационную систему мониторинга:

  • с 1 июля 2019 года – сведения о розничной продаже маркированной табачной продукции (сигарет и папирос), произведённой в Российской Федерации или ввезённой в Российскую Федерацию;
  • с 1 июля 2020 года – сведения о получении табачной продукции от поставщиков, а также о других операциях с табачной продукцией, включая информацию о её списании по основаниям, установленным законодательством.

2.Для обувной продукции

  • С 1 июля 2019 года действует распоряжение по обязательной маркировке обуви. Закон касается как отечественной, так и импортной продукции. С этого дня началась регистрация участников в системе;
  • С 1 октября 2019 – начало получения кодов маркированной продукции, упрощённая маркировка остатков обуви;
  • С 1 марта 2020 – контроль оборота, запрет на продажу немаркированной обуви, регистрация всех операций в системе, завершение маркировки остатков;
  • До 1 апреля 2020 – маркировка остатков обуви, купленных до 1 марта 2020 года, но полученных после этой даты.

3.Для лекарственной продукции

Планируется маркировку вводить в 2020 поквартально:

  • I квартал – маркировка наносится на те препараты, которые уже маркировались экспериментальном режиме в 2017 – 2019;
  • II квартал – маркировка наносится на все жизненно важные препараты, цена которых не превышает 500 рублей;
  • III квартал – маркировка наносится на все жизненно важные препараты, цена которых не превышает 100 рублей.
  • IV квартал – маркируются все остальные препараты.

Как это будет работать

  • Каждая пачка (блок) сигарет, пара обуви, шина, лекарственная упаковка  и т.п. будет иметь свой цифровой код Data Matrix. Этот код состоит из 123 знаков и содержит уникальную информацию о продукции. Отсканировав его с помощью специального приложения на смартфоне, потребитель узнает необходимые сведения о товаре, сможет проверить его до покупки и убедиться в качестве.
    За достоверность данных отвечает производитель, импортёр и продавец розницы. Наличие цифровой маркировки на обуви свидетельствует о том, что товар произведён законно, а его качество соответствует заявленному.
    Для импортной продукции тоже существуют правила маркировки. Согласно закону, ввод импортного товара в оборот начинается после пересечения границы, но до первой продажи. Нанести цифровой код на товар необходимо до прохода таможни, поскольку ввоз немаркированной продукции на территорию РФ запрещён.
  • Поставка маркированных товаров дистрибьютору напрямую от производителя будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота (ЭДО).
  • Магазин также принимает товар через ЭДО: с помощью сканера штрихкодов подтверждается получение каждой единицы товара. Это исключает попадание в розницу поддельных товаров как при транспортировке, так и при оприходовании.
  • При продаже продукции на кассе нужно будет сканировать код data matrix с каждой сигаретной пачки, блока, упаковки, пары обуви и т.д. При продаже товара касса будет передавать оператору фискальных данных (ОФД) информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция. ОФД, в свою очередь, будет передавать эту информацию в систему маркировки. Таким образом, единица товара не сможет быть продана дважды, а нелегальная продукция вообще не сможет быть реализована.

Что нужно сделать нынешним и будущим пользователям контрольно-кассовой техники, чтобы начать продавать маркируемый товар

  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись, УКЭП (что это?). Без неё станет невозможным получение маркированной продукции от поставщика.
  • Обновить товароучётную систему и драйверы оборудования, если Вы пользуетесь автоматизированным рабочим местом.
  • Установить следующее программное обеспечение:
    • один из браузеров: Safari 10, Chrome 66, Mozilla Firefox 59, Opera 52, либо любую их более новую версию;
    • сертифицированное программное обеспечение КриптоПро CSP; инструкцию по установке КриптоПро CSP можно найти здесь;
    • плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, подходящий для Вашего браузера. После установки плагина перезапустите браузер;
    • драйверы для работы с ключевыми носителями eToken и/или RuToken.
  • Подключиться к оператору электронного документооборота (ЭДО). Весь оборот продукции будет подтверждаться только в электронном виде.
  • Зарегистрироваться в системе «Честный знак» в разделе, соответствующем виду реализуемой продукции. Для этого перейти на страницу «Честный знак» и нажать кнопку «Зарегистрироваться» в правой части экрана в нужном разделе. Находящиеся там же кнопки «Подробнее» позволяют перейти к подробным инструкциям по подключению.
  • Обеспечить рабочее место подключением к сети интернет. Кроме проводного подключения возможны варианты мобильного интернета и беспроводного подключения WiFi – в зависимости от модели контрольно-кассовой техники.
  • Выбрать и приобрести контрольно-кассовую технику, если у Вас её ещё нет, или обновить программное обеспечение ККТ до актуальной версии. Особое внимание следует обратить на тип подключения к сети интернет  выбранной модели – он должен соответствовать Вашим возможностям. Рекомендуется также подобрать модель с максимально простым и удобным способом ввода названий товарных позиций.
  • Заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД), если у Вас его ещё нет. Продажа маркированного товара в режиме без передачи данных будет осложнена ведением дополнительной документации.
  • Приобрести 2D-сканер штрихкодов, если у Вас его ещё нет. Маркировка типа data matrix, используемая системой, не может быть считана 1D-сканером. Если Вы уже работаете в системе ЕГАИС (крепкий алкоголь), Ваш сканер, скорее всего, подойдёт для продажи маркированной продукции.

Что делать с остатками товара (обуви)

Коды на остатки обуви, которые были приобретены до 1 марта 2020 года, предоставляются участникам оборота бесплатно. Получить коды для остатков и нанести их на товар необходимо строго до 1 марта 2020 года.

Для получения кодов необходимо:

  1. Описать товары. Описание товаров возможно по полной или упрощенной схеме.
  2. Заказать коды. При заказе кодов маркировки, необходимо указать способ выпуска товара в оборот – «Маркировка остатков». В таком случае коды будут предоставлены бесплатно.
  3. Нанести коды на товар и ввести их в оборот в личном кабинете системы «Честный ЗНАК».

Подробная инструкция доступна здесь.


Ответственность участников оборота и штрафы

За неуказание кода идентификации в реквизите «код товара» для товаров, подлежащих обязательной маркировке, может быть применена ответственность, которая установлена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1’500 до 3’000 рублей; на юридических лиц — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 5’000 до 10’000 рублей.

С 1 июля 2019 года за продажу немаркированных сигарет, произведённых после 1 июля 2019 года, предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • для граждан – в размере от 2000 до 4000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • для юридических лиц – от 50’000 до 300’000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • для должностных лиц – от 5’000 до 10’000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер (от 1,5 млн. рублей) и облагается штрафом в размере до 300’000 рублей или лишением свободы до 3 лет со штрафом до 80’000 рублей.

Немаркированные остатки, произведённые до 1 июля 2019 года, могут продаваться беспрепятственно до 1 июля 2020 года. С этой даты ответственность за продажу немаркированных сигарет наступает в полном объёме.

Ответственность за производство немаркированной продукции предусмотрена статьей 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это нарушение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10’000 до 15’000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 100’000 до 150’000 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.


Контактные данные оператора ГИС маркировки товаров

Горячая линия для обращения участников рынка с вопросами по системе маркировки и прослеживаемости продукции:

8 (800) 222-15-23 (для звонков из России)

+7 (499) 350-85-59 (для звонков из других стран)

E-mail: support@crpt.ru

Прокрутить вверх