Электронная цифровая подпись

Что такое ЭЦП?

Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для идентификации подписывающего информацию (Федеральный закон от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Электронная подпись (ЭП, электронная цифровая подпись, ЭЦП) является полноценной заменой рукописной подписи. Она обладает полной юридической силой согласно законодательству РФ. Для юридических лиц – это незаменимый инструмент, который позволяет наладить удобный и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами. Электронная подпись для физических лиц – это способ ускорить и упростить взаимодействие с государственными структурами, работодателями, учебными учреждениями через Интернет.

ЭЦП обеспечивает:

  • защиту документов от подделки;
  • подтверждение авторства;
  • подтверждение целостности данных;
  • придание юридической значимости;
  • обеспечение конфиденциальности информации.

Виды электронной подписи

Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи» определены три вида электронной подписи:

Простая электронная подпись (ПЭП). Предназначена для документооборота, позволяет подтвердить авторство, но не гарантирует неизменность документа после его подписания и не обеспечивает юридическую значимость. Простая электронная подпись применяется для получения доступа к возможностям Единого портала госуслуг.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП). Позволяет определить автора подписанного документа и доказать неизменность содержащейся в нём информации. В неквалифицированную электронную подпись заложены криптографические алгоритмы, которые обеспечивают защиту документов.

Такая подпись подойдёт для внутреннего документооборота, а также для отправки электронных документов из одной компании в другую. Во втором случае стороны должны заключить между собой соглашение, устанавливающее правила использования и признания ЭЦП. Неквалифицированная электронная подпись также подходит для участия в электронных торгах.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Квалифицированная электронная подпись обладает всеми признаками неквалифицированной, однако она может быть получена только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России. Программное обеспечение, необходимое для работы с КЭП, должно быть сертифицировано Федеральной службой безопасности. Следовательно, квалифицированная ЭЦП наделяет документы полной юридической силой и соответствует всем требованиям о защите конфиденциальной информации.

КЭП используется для сдачи отчётности в контролирующие органы государственной власти и для участия в электронных торгах, регистрации ККТ на сайте ФНС.

Изготовление сертификата ЭЦП

Изготовление сертификата осуществляется на основании заявления на изготовление квалифицированного сертификата ключа электронной подписи и заверенных копий документов. При этом требуется личное присутствие пользователя удостоверяющего центра (владельца сертификата ЭЦП) или его полномочного представителя.

Оператор удостоверяющего центра на основе предоставленных документов выполняет действия по занесению информации в реестр удостоверяющего центра (заводит нового пользователя УЦ) и передаёт информацию администратору удостоверяющего центра.

Администратор удостоверяющего центра осуществляет генерацию ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи на электронный защищённый носитель Rutoken, изготавливает квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи. Администратор УЦ генерирует электронные ключи на защищённом автоматизированном рабочем месте, аттестованном на соответствие требованиям по технической защите конфиденциальной информации, размещённом в помещении с ограниченным доступом.

Два экземпляра сертификата пользователя удостоверяющего центра, распечатанных на бумажном носителе, визируются уполномоченным лицом удостоверяющего центра, заверяются печатью агента удостоверяющего центра и передаются Пользователю удостоверяющего центра вместе с защищённым электронным носителем, содержащим ключи электронной подписи и сертификат ЭЦП. Пользователь УЦ (либо его полномочный представитель) подписывает собственноручной подписью два экземпляра сертификата, один экземпляр возвращается администратору удостоверяющего центра.

Срок изготовления электронной подписи

Срок изготовления ЭЦП полностью зависит от вас самих, т.е. от того, как быстро будет подготовлен и передан в УЦ необходимый пакет документов и произведена оплата данной услуги. Средний срок выдачи ЭЦП у большинства УЦ составляет 2 – 3 рабочих дня.

Срок действия ЭЦП

Имейте в виду, что срок действия ЭЦП составляет ровно 1 год. Т.е. каждый год ЭЦП необходимо перевыпускать. Продлить ЭЦП можно в том же УЦ, в котором вы её получали, или обратиться за выпуском в другой УЦ.

Ссылки на программное обеспечение, которое может понадобиться в работе с ЭЦП

Прокрутить вверх