Информационный бюллетень Управления оперативного контроля Федеральной налоговой службы

Федеральная налоговая служба рада приветствовать Вас на страницах информационного бюллетеня, приуроченного к внедрению нового, современного и технологичного порядка применения контрольно-кассовой техники.

Переход на новый порядок поддержан Президентом России В.Путиным, который поручил минимизировать или свести к нулю расходы бизнеса.

Конечно же, как и любое нововведение, переход на новый порядок вызывает много вопросов и хлопот: зачем и кому это нужно, как, когда и что делать, куда обращаться?

В этом бюллетене мы будем на регулярной основе освещать основные вопросы, возникающие в процессе пере-хода на новые рельсы, а в этом первом выпуске расскажем об основах новой системы и первых шагах.

“Расходы бизнеса должны быть минимизированы или сведены к нулю, и это вполне можно сделать за счет так называемого налогового вычета”

— Владимир Путин

Время и прогресс

Текущий порядок, который на протяжении последних 20 лет применялся в нашей стране, сейчас объективно не учитывает возможностей современных IT-систем и передовых облачных технологий. Он громоздкий и трудозатратный, не отражает интересы добросовестных предпринимателей и государства.

Все участники рынка говорили о необходимости реформирования технически и морально устаревшего порядка, звучали разные, зачастую противоположные мнения: кто-то убеждал в необходимости полностью отказаться от касс и использовать вместо них любые незащищенные устройства, а кто-то говорил о необходимости «оставить все как есть», дополнив кассу функцией пакетной передачи информации.

Общими усилиями удалось найти наиболее правильное решение — как всегда, это золотая середина!

newsletter10002-00Зачем нужен новый порядок?

Чтобы легализовать оборот торговли и услуг, упростить жизнь предпринимателям и государству, снизив нагрузку на них, поднять на качественно иной уровень защиту покупателя, при этом более эффективно достигать целей, для которых предназначено в конечном счете применение кассовых аппаратов.

Что дает новый порядок?

Во-первых, транспарентность расчетов. Полный и своевременный учет выручки в целях налогообложения. Это особенно актуально в таких высокорисковых сферах экономики как торговля и услуги.

В-вторых, комфортные условия ведения бизнеса. Удобство и простота применения для предпринимателя и государства за счет создания бесконтактной системы администрирования.

В-третьих, защиту прав потребителя. Возможность получать и хранить электронные чеки, быстро и удобно проверять их легальность.

Контроль

В действовавших условиях за 2011-2015 годы ФНС России удалось снизить количество проверок в сфере применения кассовой техники с 278 до 173 тысяч или на 38 процентов и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.

Наши налоги

Не секрет, что кассы «скручиваются».

Это происходит во многом из-за того, что расчеты, хранимые в кассе, передаются в налоговый орган только раз в год и только на физическом носителе. Это несет целый ряд негативных последствий: позволяет недобросовестным предпринимателям массово не показывать выручку и приводит к серьезным налоговым потерям бюджета, ограничивает налоговый орган в возможности реализовывать риск ориентированный подход, тем самым создавая нагрузку на добросовестный бизнес, ухудшает конкурентные условия ведения бизнеса.

Действовавшая система уже не обеспечивала потребности стремительно развивающейся сейчас онлайн торговли, которая требует поиска новых практичных форм учета расчетов в сети Интернет, учитывающих особенности дистанционной торговли, оплаты электронными средствами платежа, при этом удовлетворяющих интересы продавцов, потребителей и государства.

Что было

Значимую роль в регулировании сферы ККТ внесла Государственная меж-ведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Фактически на ее актах и решениях, принятых с 1994 по 2004 годы, строилась техническая «начинка» действовавшего порядка. Федеральный закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…», принятый в 2003 году, фактически не изменил действовавшего на тот момент порядка. Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ, утверждение которых предусматривалось постановлением Правительства 2007 года № 470, так и не были утверждены.

Примечательно, что в таких условиях не был определен орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения ККТ.

Новое регулирование

Президент подписал новый закон. Этот закон действительно реформирует сформировавшуюся на протяжении последних 20 лет систему, используя самые современные технические решения и, по признанию специалистов и экспертов, дает стимул к дальнейшему развитию отечественных IT-технологий.

В основе закона: аккумулирование информации о расчетах в облаке. С помощью различных кассовых аппаратов: от сложных компьютерных систем до личного смартфона, которые можно зарегистрировать через личный кабинет на сайте ФНС России.

Строгая система операторов фискальных данных и экспертных организаций.

Без навязывания технического обслуживания.

Четкие и понятные правила непосредственно в законе, минимум под-законных актов.

Плавные сроки перехода.

Основные положения закона

Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.

Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.

Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.

Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.

Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.

Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассо-вого аппарата в ФНС России.

Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.

Поэкземлярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.

Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.

Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.

Он-лайн торговля

При оплате картой в сети Интернет чек направляется покупателю только в электронной форме. Продавец не должен распечатывать чек и нести расходы по его доставке покупателю.

Ответственность

Административная ответственность теперь более справедливая! Исключена «уравниловка» — теперь размер штрафа будет исчисляться исходя из суммы неучтенной выручки. При этом предусмотрен упрощенный прядок привлечения к административной ответственности, и даже отказ от привлечения в случае добровольного сообщения пользователем о допущенном нарушении.

Важно

Новый закон был «рожден» по итогам проведенного в 2014-2015 годах эксперимента и в процессе своего появления на свет тщательно и всесторонне прорабатывался с участием широкого круга специалистов и экспертов, ведомств, объединений предпринимателей, а также Общероссийского народного фронта.

Благодаря совместным усилиям закон максимально учел интересы предпринимателей.

Как мы регистрировали кассу?

Человек всегда надеется на лучшее. И что-то делает для этого. Вот и мы, сотрудники профильного методологического под-разделения в центральном аппарате ФНС России, под гнетом поступающих к нам жалоб, вполне справедливых, о том, как же неудобно и дорого применять кассу честным предпринимателям, ломали голову над тем, как же облегчить жизнь нашим уважаемым налогоплательщикам и заодно нам.
Все наши идеи упирались в необходимость изменения закона.

Например, регистрация кассы. Чтобы ее зарегистрировать и применять, предприниматель должен был принести кассу в налоговый орган для ее физического осмотра, за-полнить всевозможные формуляры и документы, подождать 5 дней, получить карточку регистрации и только после этого при-менять кассу. При этом на эти 5 дней ему нужно было где-нибудь взять подменную кассу, также зарегистрированную в установленном порядке. А через год нужно было снова при-нести эту кассу в налоговый орган в связи с заме-ной ЭКЛЗ и пройти все процедуры еще раз. А на дворе тем временем 21 век.

Новый закон дал нам возможность перенести процесс в электронный вид, облегчив жизнь и предпринимателям, и нам!

Преимущества бизнеса

На наш взгляд, самое главное преимущество, которые предприниматели получат от новой системы, это создание бесконтактной системы администрирования кассовой техники, которая максимально исключает общение с представителем налогового органа и значительно экономит трудозатраты и время. А время — это деньги!

Не менее важным представляется создание среды доверия между добросовестным предпринимателем и налоговыми органами. При оперативном получении информации о расчетах и их автоматизированном риск-анализе необходимость в проверках попросту отпадает.

Если заглянуть более глубоко, то мы увидим эффект в сфере конкуренции! Ведь если один предприниматель работает честно и платит все налоги, а второй обманывает государство, то второй за счет «экономии» может снижать издержки и тем самым получать нечестное конкурентное преимущество. В новой системе это будет сделать довольно сложно.

Излишне говорить о том, что предприниматель получает своего рода инструмент самоконтроля, который позволяет следить за своими оборотами и соответствующими показателями в режиме реального времени.

А кто не хотел использовать свой личный телефон или планшет в работе кассы? Новый порядок предоставит и такую возможность!

Чек и права потребителя

Казалось бы, Закон о защите прав потребителей говорит о том, что отсутствие у потребите-ля чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона). Однако при этом Закон требует наличия у потребителя чека при обмене товара, а если чека нет, то потребителю придется искать свидетельские показания (п. 1 ст. 25 Закона). Согласно Гражданскому кодексу договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи чека, а его отсутствие также по-требует свидетельских показаний (ст. 493 ГК РФ).

Вывод прост и неутешителен для потребителя: потеря чека или его невыдача равно как вы-дача фальшивого чека практически лишает потребителя возможности удовлетворения своих прав.

В центре внимания – потребитель!

Благодаря тому, что каждый кассовый чек формируется в электрон-ной форме и фиксируется в «облаке», у потребителя есть уникальная возможность получить и хранить свои кассовые чеки в электронной форме, что может пригодиться для получения налоговых вычетов и бюджетирования личных и семейных расходов.

Кроме этого, теперь покупатель может проверить выданный ему чек и стать немножко налоговым инспектором.

Все это можно будет сделать с помощью бесплатного мобильного приложения, очень удобного и простого в использовании.

Получить чек можно при совершении покупки непосредственно на электронный адрес (если у кассового аппарата есть такая техническая возможность) или через ссылку, которую направит продавец на номер мобильного телефона покупателя по его требованию.

Если покупателю не нужно получать чек в электронной форме, ему распечатают бумажный чек, по которому он впоследствии сможет найти электронную форму такого чека и сохранить его.

Чтобы каждый раз не диктовать свой номер телефона или адрес электронной почты, в мобильном приложении можно сформировать уникальный идентификатор покупателя в виде штрих-кода. Такой штрих-код на экране телефона можно предъявить для считывания кассиру.

А чтобы убедиться в добросовестности продавца, любой покупатель может легко и просто проверить легальность выданного ему чека и, в случае обнаружения нарушения, тут же через мобильное приложение направить жалобу в ФНС России.

Для проверки достаточно будет с помощью камеры мобильного теле-фона считать QR-код чека, который должен печататься в обязательном порядке на каждом чеке.

Переходные периоды

Закон предусматривает плавный и поэтапный переход на новый порядок.

Итак, если предприниматель, который был обязан применять ККТ, не спешит и хочет оттянуть неизбежное, то вплоть до 1 июля 2017 года он может работать «по-старому». Однако ему надо помнить, что с 1 февраля 2017 года он не сможет зарегистрировать или перерегистрировать ККТ «по-старому», поэтому ему нужно будет провести все необходимые регистрационные действия до 1 февраля 2017 года.

После 1 июля 2017 года «старый» порядок прекращает свое действие.

А еще через год, 1 июля 2018 году, мы будем рады видеть в рядах пользователей ККТ предпринимателей, которые сейчас не обязаны применять ККТ, а именно: плательщики ЕНВД и патента, а также занятых в сфере услуг.

Надо сказать, что многие из таких предпринимателей сейчас добровольно применяют кассовые аппараты, так как это удобно для внутреннего учета и снижает риск злоупотреблений со стороны персонала.

А пока не наступили определенные законодателем сроки, можно подумать о применении нового порядка в добровольном режиме. Тем более что ответственность за его нарушение в добровольном режиме отсутствует.

Новые кассы?

Необязательно!

Как уверяют основные производители кассовой техники, в новом порядке можно будет использовать и «старые» кассы. Для этого предпринимателю нужно будет обратиться в центр технического обслуживания или непосредственно к производителю для модернизации кассы в целях приведения их в соответствие новым требованиям.

До начала модернизации пользователю потребуется снять кассу с регистрации.

Партии комплектов модернизации будут доведены производителями ККТ до центров технического обслуживания, а сведения о таких комплектах будут предварительно занесены производителем в реестр ККТ для возможности регистрации ККТ.

После модернизации и установки фискального накопителя кассовый аппарат может быть зарегистрирован через личный кабинет на сайте ФНС Рос-сии и смело применяться!

К сожалению, найдутся и такие модели кассовых аппаратов, которые производитель не возьмется модернизировать. Но это не повод для беспокойства, потому что рынок уже предлагает достаточно функциональные моде-ли по доступной цене!

С чего начать?

Со специализированного раздела на сайте ФНС России Nalog.ru

И, в первую очередь, уделить немного времени и начать ознакомление с новым законом.

Последовательность шагов примерно следующая:

  1. установить, предусмотрена ли законом обязанность применять ККТ и если да, то когда именно такая обязанность наступит. Это зависит от вида деятельности или применяемого режима налогообложения.
  2. установить, подлежат ли модернизации применяемые кассовые аппараты или нет; эту информацию можно узнать на сайте ФНС России, на сайте производителя ККТ или у центра технического обслуживания.
  3. определить целесообразность модернизации или покупки новой ККТ исходя из стоимости и количества требуемых единиц ККТ.
  4. снять с регистрации ККТ, которая подлежит модернизации, «по-старому» порядку.
  5. обратиться в центр технического обслуживания или непосредствен-но к производителю для модернизации ККТ в целях приведения ее в соответствие новым требованиям или покупки новой ККТ.
  6. заключить договор с оператором фискальных данных. Их перечень можно найти на сайте ФНС России.
  7. осуществить регистрацию модернизированной ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
  8. если применяется много единиц ККТ, то предварительно целесообразно определить график модернизации (покупки) ККТ и ее снятия с регистрации с целью обеспечения бесперебойной работы.
  9. применять ККТ!
  10. не забыть получить вычет, если он Вам полагается.

В разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России можно найти исчерпывающую информацию о новом порядке.

Кто не применяет кассы

Новый закон сохраняет широкий перечень исключений и даже дополняет их:

  • кассы не будут применяться при продаже газет и журналов;
  • ценных бумаг; проездных документов;
  • обеспечении питанием в учебных заведениях;
  • на рынках, ярмарках и выставочных комплексах;
  • разнос-ной торговле;
  • ремонте обуви;
  • уходе за детьми, больными и престарелыми и во многих других случаях.
Прокрутить вверх