Эксперт по ЕГАИС, ФГИС «Меркурий» и 54-ФЗ – компания «Первый БИТ»
Дмитрий Болтунов
E-mail: daboltunov@1cbit.ru
Тел.: +7 (495) 748-03-33
ФГИС «Меркурий»
С 01 июля 2018 года оформление ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) возможно только в электронном виде. ВСД должны оформляться в системе ГИС «Меркурий». Регламентирующий документ – закон №243-ФЗ.
Основные категории товаров (полный список товаров перечислен в приказе №648):
- готовая молочная продукция;
- готовые или консервированные мясные продукты;
- ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;
- жиры и масла растительные и их фракции;
- готовые корма для животных и другие продукты переработки;
- молочная продукция, яйца птиц, мёд натуральный;
- готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока, мучные кондитерские изделия.
Основные категории участников:
- фермы;
- производство морепродуктов;
- мясокомбинаты;
- птицефабрики;
- молочные заводы;
- логистические центры;
- розничные торговые сети.
Оформление ВСД допускается не только сотрудниками ветеринарной службы, но и сотрудниками предприятий. Приказ №647 – список товаров, на которые ВСД могут оформлять исключительно аттестованные специалисты; приказ №646 – список товаров, на которые ВСД могут оформлять уполномоченные лица организаций. С использованием электронных ВСД ветеринарный документооборот станет для компании бесплатным.
Список доступных операций в ГИС «Меркурий»:
- Оприходование сырья:
- Импорт;
- Покупка на территории ЕТС;
- Отбор проб для лаборатории;
- Производство продукции;
- Отгрузка продукции;
- Инвентаризация;
- Оприходование и отгрузка возвратов.
Начало работы:
- Заполнить заявление о регистрации в ФГИС ВетИС и предоставлении доступа к ФГИС «Меркурий».
- Отправить заявление в Территориальное Управление Россельхознадзора.
- Получить логин и пароль для входа в систему ФГИС «Меркурий» на электронную почту, указанную в заявлении.
- Интеграция 1С и ФГИС «Меркурий». Для работы с системой меркурий через 1С существует API, а также специализированная программа 1С: Управление ветеринарными сертификатами.
- Начать работу в системе ФГИС «Меркурий».
Web-доступ к ГИС Меркурий
Плюсы:
- Незначительные затраты на внедрение.
Минусы:
- Необходимо обучить каждого пользователя работе в системе «Меркурий».
- Документы будут вручную дублироваться из текущей 1С в ГИС «Меркурий».
- Вариант подходит только при маленьком товарообороте.
Интеграция 1С с ГИС «Меркурий»
Плюсы:
- Дублировать вручную документы не придётся – всё будет автоматически выгружаться из 1С в ГИС «Меркурий».
- Этот вариант подойдёт вам, если нужно перемещать товар между магазинами.
Минусы:
- Потребуется внедрение дополнительных модулей для вашей 1С.
- Нужно наладить партионный учёт товаров.
ЕГАИС 3.0
С 15 марта 2018 года вводится помарочный учёт в ЕГАИС. УТМ автоматически обновится до версии 3.0. УТМ 3.0 не будет принимать ТТН второй версии. При переходе на ЕГАИС версии 3.0 документы ТТН будут содержать в себе штрих-коды марок всех бутылок и штрих-коды транспортных упаковок. Государственная база данных ЕГАИС будет вести свою версию помарочных остатков каждой организации.
Учёт каждой акцизной марки с бутылки – обязательно. Учёт коробок с бутылками и учёт паллет с коробками – по желанию.
В ТТН будут указаны все АМ с каждой бутылки. Нужно будет подтвердить получение каждой конкретной бутылки. Требование применяется только к маркируемому алкоголю.
Техническая сторона вопроса
В настоящее время в системе остатки ведутся на двух регистрах. Регистр №1 – оптовый регистр учёта. Продукция хранится по партиям в разрезе РФУ1 и РФУ2. Регистр №2 – регистр остатков торгового зала. Продукция хранится в разрезе алкогольного наименования и производителя/импортёра. Реквизиты РФУ1 и РФУ2 отсутствуют.
В новой системе:
- Создаётся регистр №3, в котором хранится каждая марка.
- Регистр №3 дополняет существующие регистры и не создаёт дополнительного остатка продукции.
- Для ввода регистра №3 выходит новая версия УТМ №3.
- Марки из регистра №3 привязываются к партиям товара, который хранится на регистре №1.
- В случае расхождения остатков на регистре 1 и 3 ФСРАР даёт 30 дней для устранения причин расхождения.
- Если причины не устранены, то партия блокируется для продажи.
Новая марка
Состав новой марки:
- Тип марки (3 символа);
- Серия марки (3 символа);
- Номер марки(9 символов);
- Служебная информация ЕГАИС (9 символов);
- Контрольная сумма и электронная подпись, созданная при помощи СКЗИ по ГОСТ (120 символов);
- Дата изготовления марки (6 символов).
Итого: 150 символов.
Этапы введения ЕГАИС 3.0
- Тестовый период – с 15 января по 15 марта 2018 года.
- Переходный период – с 15 марта по 1 июля 2018 года.
- Промышленная эксплуатация – с 1 июля 2018 года.
Тестовый период
- Возможность установки УТМ третьей версии и отправки накладных третьей версии.
- Накладные новой версии могут содержать неполное количество марок.
- Списание продукции возможно без указания марок.
- УТМ второй версии работает в штатном режиме.
- Поставщики будут отгружать продукцию как в старом, так и в новом формате.
Внимание! С 15 января 2018 года при списании продукции с указанием «Розничная продажа» при вскрытии тары необходимо считывать код PDF-417. Списание продукции с указанием «Иные нужды» является незаконным и грозит штрафом до 200’000 рублей.
Переходный период
- Автоматическое обновление всех УТМ до третьей версии.
- Поставщики будут отгружать продукцию только в новом формате.
- Часть маркируемой продукции может приходить без указания марок.
- Списание продукции возможно без указания марок по партионной продукции.
- Списания маркируемой продукции со второго регистра невозможно.
Промышленная эксплуатация
- Приёмка продукции без указания кода марки возможна только для немаркируемой продукции.
- Операции списания и пересорта возможны только с указание марки.
- Поставщики будут отгружать продукцию только в новом формате.
- Контроль расхождений на первом и третьем регистрах.
Что делать сейчас?
- Узнать у производителя программы, будет ли поддержка УТМ третьей версии.
- Обновить программу до последней версии.
- Купить оборудование для помарочного учёта.
- Свести текущие остатки в ЕГАИС.
Программы для работы с УТМ 3.0:
- Для розницы: БИТ.КАССИР, 1С: Розница, 1С: Управление торговлей, Frontol 5 (ЕГАИС).
- Для общепита: БИТ.АППЕТИТ, 1С: Общепит.
- Для малого бизнеса и ИП: АТОЛ УТМ HUB-19.
Сведите остатки, пока работает регистр №2!
- Контроль остатков в ЕГАИС введён с 01.10.2016.
- Фактические остатки и остатки в ЕГАИС должны сходиться.
- Излишек продукции нужно списать.
- Бутылки, которые не числятся на остатках в ЕГАИС, нужно поставить на баланс.
- С первого регистра товар списывается с указанием справок 1 и 2.
- Со второго регистра товар списывается в разрезе наименований и алкокодов.
Штрафы
В соответствии с п. 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях санкции за некорректную работу ЕГАИС будут следующие:
- Первая проверка: 10’000 рублей на должностных лиц или ИП, 150’000 рублей на юридических лиц.
- Вторая проверка: 15’000 рублей на должностных лиц или ИП, 200’000 рублей на юридических лиц, изъятие алкогольной продукции.
- Третья проверка: 15’000 руб. на должностных лиц или ИП, 200’000 рублей на юридических лиц, изъятие алкогольной продукции, аннулирование лицензии (ст. 20 п. 3, ФЗ 171)
Обращение в ФСРАР
Предпочтительно через ЛК на сайте: www.egais.ru.
Телефон дежурной службы ЕГАИС: 8 (499) 250-03-73.
Почтовый ящик: service_egais@fsrar.ru.