ЕГАИС 3.0. Что нового?

Роман Моисеенко, технический директор «Мерката»

Как работает ЕГАИС в общественном питании?

На данный момент услуги общественного питания, связанные с продажей алкогольной продукции, регулируются следующими законодательными актами:

  • ГК РФ, НК РФ, КоАП РФ.
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
  • Правила оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1036.
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. №1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
  • Приказ Минфина России от 15 июня 2016 г. №84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС».

Согласно им, запрещена:

  • Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без предоставления покупателю документа с наличием на нём штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС, когда оснащение оборудования для учёта оборота техническими средствами фиксации обязательно.
  • Розничная торговля крепким алкоголем без применения помарочного учёта – составления актов списания, которые необходимо делать каждую смену. Ранее указывать вскрытые бутылки можно было без сканирования марки. С 2018 года продукцию нужно списывать со сканированием акцизной марки.

Акцизная марка (171-ФЗ, 2018 год)

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчётности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (как производимой, так и импортируемой на территорию РФ), осуществление контроля над уплатой налогов, носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в данной системе.

Этапы внедрения помарочного учёта в ЕГАИС 3.0

С 15 января по 1 марта – тестовый период. Можно будет принимать накладные 2-й и 3-й версии. При списании не будет проверяться наличие марки на 3-м регистре поставщика, но будет запрещено дублирование марки внутри организации.

С 1 марта по 1 июля — переходный период. Поставщики смогут отправлять накладные об отгрузке только в 3-й версии. По отправленным ранее накладным 2-й версии можно будет предоставить акты реализации во 2-й версии.

С 1 июля – полный перевод всех участников рынка на помарочный учёт.

Ответственность

Ч. 1 ст. 14.15 КоАП РФ: нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Должностные лица – 1000 – 3000 рублей, юридические лица – 10000 – 30000 рублей.

Ч. 3 ст. 14.19 КоАП РФ: нарушение государственного учёта в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Должностные лица – 10000 – 15000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой. Юридические лица – 150000 – 200000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Передача марок

С 1 марта 2018 – обязательное использование документов версии 3.0. Передача акцизных марок на каждую бутылку в следующих документах:

  • Накладные и акты расхождений;
  • Возвраты (каждая бутылка отдельно; если нет возможности обработать отдельную бутылку, следует обрабатывать принятые, после чего определять разницу и возвращать её).
  • Акты списания (аналогично).

Партионная и поштучная продукция

Поштучная продукция – продукция, поставленная с указанием марок на каждую бутылку, учитывается побутылочно. На этот вариант и будет выполняться переход.

Партионная продукция – продукция, учитываемая по количеству без указания каждой отдельной акцизной марки. Этот вариант будет выводиться из оборота по мере перехода.

Пересорт

При выявлении пересорта необходимо:

  • Выявить акцизные марки, которые стоят на учёте, но отсутствуют в наличии, и наоборот, акцизные марки, которые есть в наличии, но отсутствуют на учёте (провести инвентаризацию);
  • Оформить акт привязки нужных акцизных марок;
  • Оформить акт отвязки неверных акцизных марок.

Основной способ устранения пересортицы – сканирование и контроль соответствия марок при приёмке накладных, возвратах и актах списания. Для «доверенных» поставщиков возможна приёмка без сканирования всех марок.

Что это значит для магазина? Оборудовать дополнительное место приёмки в магазине (ПК или планшет + 2D-сканер). Или «доверять» поставщику и разбираться с пересортами.

Переходный период

До 1 июля 2018 поставщики могут указывать не все акцизные марки в накладных. С 1 июля 2018 поставщики должны указывать все акцизные марки в накладных.

Приёмка накладных

Дополнительные изменения:

  • Доверенная приёмка – можно обратиться к разработчику программы-клиента ЕГАИС, чтобы получить возможность покоробочной приёмки.
  • Больше не будет перемещения на регистр №2 (в будущем он будет упразднён).

Возвраты

  • Сканирование каждой акцизной марки.
  • Справки «Б» определяем самостоятельно либо даём возможность выбрать вручную.

Что будет с немаркируемыми подакцизными товарами?

Немаркируемая продукция (в том числе – пиво) не затрагивается изменениями в учёте алкогольной продукции.

Прокрутить вверх