Немного о ФГИС «Меркурий» и ЕГАИС 3.0 – Первый БИТ

Эксперт по ЕГАИС, ФГИС «Меркурий» и 54-ФЗ – компания «Первый БИТ»
Дмитрий Болтунов
E-mail: daboltunov@1cbit.ru
Тел.: +7 (495) 748-03-33

ФГИС «Меркурий»

С 01 июля 2018 года оформление ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) возможно только в электронном виде. ВСД должны оформляться в системе ГИС «Меркурий». Регламентирующий документ – закон №243-ФЗ.

Основные категории товаров (полный список товаров перечислен в приказе №648):

  • готовая молочная продукция;
  • готовые или консервированные мясные продукты;
  • ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;
  • жиры и масла растительные и их фракции;
  • готовые корма для животных и другие продукты переработки;
  • молочная продукция, яйца птиц, мёд натуральный;
  • готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока, мучные кондитерские изделия.

Основные категории участников:

  • фермы;
  • производство морепродуктов;
  • мясокомбинаты;
  • птицефабрики;
  • молочные заводы;
  • логистические центры;
  • розничные торговые сети.

Оформление ВСД допускается не только сотрудниками ветеринарной службы, но и сотрудниками предприятий. Приказ №647 – список товаров, на которые ВСД могут оформлять исключительно аттестованные специалисты; приказ №646 – список товаров, на которые ВСД могут оформлять уполномоченные лица организаций. С использованием электронных ВСД ветеринарный документооборот станет для компании бесплатным.

Список доступных операций в ГИС «Меркурий»:

  • Оприходование сырья:
  • Импорт;
  • Покупка на территории ЕТС;
  • Отбор проб для лаборатории;
  • Производство продукции;
  • Отгрузка продукции;
  • Инвентаризация;
  • Оприходование и отгрузка возвратов.

Начало работы:

  1. Заполнить заявление о регистрации в ФГИС ВетИС и предоставлении доступа к ФГИС «Меркурий».
  2. Отправить заявление в Территориальное Управление Россельхознадзора.
  3. Получить логин и пароль для входа в систему ФГИС «Меркурий» на электронную почту, указанную в заявлении.
  4. Интеграция 1С и ФГИС «Меркурий». Для работы с системой меркурий через 1С существует API, а также специализированная программа 1С: Управление ветеринарными сертификатами.
  5. Начать работу в системе ФГИС «Меркурий».

Web-доступ к ГИС Меркурий

Плюсы:

  • Незначительные затраты на внедрение.

Минусы:

  • Необходимо обучить каждого пользователя работе в системе «Меркурий».
  • Документы будут вручную дублироваться из текущей 1С в ГИС «Меркурий».
  • Вариант подходит только при маленьком товарообороте.

Интеграция 1С с ГИС «Меркурий»

Плюсы:

  • Дублировать вручную документы не придётся – всё будет автоматически выгружаться из 1С в ГИС «Меркурий».
  • Этот вариант подойдёт вам, если нужно перемещать товар между магазинами.

Минусы:

  • Потребуется внедрение дополнительных модулей для вашей 1С.
  • Нужно наладить партионный учёт товаров.

ЕГАИС 3.0

С 15 марта 2018 года вводится помарочный учёт в ЕГАИС. УТМ автоматически обновится до версии 3.0. УТМ 3.0 не будет принимать ТТН второй версии. При переходе на ЕГАИС версии 3.0 документы ТТН будут содержать в себе штрих-коды марок всех бутылок и штрих-коды транспортных упаковок. Государственная база данных ЕГАИС будет вести свою версию помарочных остатков каждой организации.
Учёт каждой акцизной марки с бутылки – обязательно. Учёт коробок с бутылками и учёт паллет с коробками – по желанию.

В ТТН будут указаны все АМ с каждой бутылки. Нужно будет подтвердить получение каждой конкретной бутылки. Требование применяется только к маркируемому алкоголю.

Техническая сторона вопроса

В настоящее время в системе остатки ведутся на двух регистрах. Регистр №1 – оптовый регистр учёта. Продукция хранится по партиям в разрезе РФУ1 и РФУ2. Регистр №2 – регистр остатков торгового зала. Продукция хранится в разрезе алкогольного наименования и производителя/импортёра. Реквизиты РФУ1 и РФУ2 отсутствуют.

В новой системе:

  • Создаётся регистр №3, в котором хранится каждая марка.
  • Регистр №3 дополняет существующие регистры и не создаёт дополнительного остатка продукции.
  • Для ввода регистра №3 выходит новая версия УТМ №3.
  • Марки из регистра №3 привязываются к партиям товара, который хранится на регистре №1.
  • В случае расхождения остатков на регистре 1 и 3 ФСРАР даёт 30 дней для устранения причин расхождения.
  • Если причины не устранены, то партия блокируется для продажи.

Новая марка

Состав новой марки:

  • Тип марки (3 символа);
  • Серия марки (3 символа);
  • Номер марки(9 символов);
  • Служебная информация ЕГАИС (9 символов);
  • Контрольная сумма и электронная подпись, созданная при помощи СКЗИ по ГОСТ (120 символов);
  • Дата изготовления марки (6 символов).

Итого: 150 символов.

Этапы введения ЕГАИС 3.0

  • Тестовый период – с 15 января по 15 марта 2018 года.
  • Переходный период – с 15 марта по 1 июля 2018 года.
  • Промышленная эксплуатация – с 1 июля 2018 года.

Тестовый период

  • Возможность установки УТМ третьей версии и отправки накладных третьей версии.
  • Накладные новой версии могут содержать неполное количество марок.
  • Списание продукции возможно без указания марок.
  • УТМ второй версии работает в штатном режиме.
  • Поставщики будут отгружать продукцию как в старом, так и в новом формате.

Внимание! С 15 января 2018 года при списании продукции с указанием «Розничная продажа» при вскрытии тары необходимо считывать код PDF-417. Списание продукции с указанием «Иные нужды» является незаконным и грозит штрафом до 200’000 рублей.

Переходный период

  • Автоматическое обновление всех УТМ до третьей версии.
  • Поставщики будут отгружать продукцию только в новом формате.
  • Часть маркируемой продукции может приходить без указания марок.
  • Списание продукции возможно без указания марок по партионной продукции.
  • Списания маркируемой продукции со второго регистра невозможно.

Промышленная эксплуатация

  • Приёмка продукции без указания кода марки возможна только для немаркируемой продукции.
  • Операции списания и пересорта возможны только с указание марки.
  • Поставщики будут отгружать продукцию только в новом формате.
  • Контроль расхождений на первом и третьем регистрах.

Что делать сейчас?

  • Узнать у производителя программы, будет ли поддержка УТМ третьей версии.
  • Обновить программу до последней версии.
  • Купить оборудование для помарочного учёта.
  • Свести текущие остатки в ЕГАИС.

Программы для работы с УТМ 3.0:

  • Для розницы: БИТ.КАССИР, 1С: Розница, 1С: Управление торговлей, Frontol 5 (ЕГАИС).
  • Для общепита: БИТ.АППЕТИТ, 1С: Общепит.
  • Для малого бизнеса и ИП: АТОЛ УТМ HUB-19.

Сведите остатки, пока работает регистр №2!

  • Контроль остатков в ЕГАИС введён с 01.10.2016.
  • Фактические остатки и остатки в ЕГАИС должны сходиться.
  • Излишек продукции нужно списать.
  • Бутылки, которые не числятся на остатках в ЕГАИС, нужно поставить на баланс.
  • С первого регистра товар списывается с указанием справок 1 и 2.
  • Со второго регистра товар списывается в разрезе наименований и алкокодов.

Штрафы

В соответствии с п. 14.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях санкции за некорректную работу ЕГАИС будут следующие:

  • Первая проверка: 10’000 рублей на должностных лиц или ИП, 150’000 рублей на юридических лиц.
  • Вторая проверка: 15’000 рублей на должностных лиц или ИП, 200’000 рублей на юридических лиц, изъятие алкогольной продукции.
  • Третья проверка: 15’000 руб. на должностных лиц или ИП, 200’000 рублей на юридических лиц, изъятие алкогольной продукции, аннулирование лицензии (ст. 20 п. 3, ФЗ 171)

Обращение в ФСРАР

Предпочтительно через ЛК на сайте: www.egais.ru.
Телефон дежурной службы ЕГАИС: 8 (499) 250-03-73.
Почтовый ящик: service_egais@fsrar.ru.